Контроль расхода топлива с помощью систем GPS-мониторинга

контроль расхода топливаВопросы о том, как провести контроль расхода дизельного топлива и предотвратить его хищение путем сливов и нецелевого использования в несанкционированных рейсах, беспокоят руководителя каждого предприятия, располагающего автопарком.

Решить их помогают современные системы GPS мониторинга транспорта, многие из которых оснащены подсистемами контроля топлива.

Подходы, используемые для построения таких подсистем, различны. В настоящее время существуют следующие наиболее распространенные технологии контроля расхода:

— на основе пробега автомобиля. Объем израсходованного топлива рассчитывается по длине пути, пройденного транспортным средством и зафиксированного системой спутникового мониторинга. Не самый совершенный подход: особенности технологии позиционирования, свойственные системе GPS, в частности, «теряющиеся» спутники, приводят к большим погрешностям в измерениях. Кроме того, не могут быть зафиксированы, в том числе в документальном виде, факты сливов и заправок топлива;

— на основе данных, получаемых с датчиков мгновенного расхода топлива (расходомеров). Эти приборы монтируются на топливную магистраль машины и измеряют объем проходящего по ней топлива, при этом точность учета по сравнению с описанной выше технологией заметно повышается. Недостатки, однако, существуют и в данном случае: к ним относится сложность установки и высокая цена компонентов системы, а также чувствительность датчиков расхода топлива к загрязнениям и низким температурам;

— на основе сигналов, формируемых датчиками уровня топлива. Такой датчик устанавливается в топливном баке автомобиля и формирует сигнал об уровне топлива, который в режиме реального времени передается на центральный сервер системы GPS-мониторинга. При движении автомобиля уровень снижается постепенно; резкое снижение свидетельствует о сливе, резкое повышение – о заправке топлива.

Последняя технология контроля подразумевает применение двух подходов, при первом из которых используется штатный датчик уровня топлива, при втором в топливный бак устанавливается дополнительный датчик. Недостатки второго подхода – необходимость дополнительных расходов и определенная технологическая сложность.

Между тем, опыт практической эксплуатации систем спутникового мониторинга транспорта подтверждает целесообразность этого подхода: при его использовании точность и надежность измерений значительно повышаются.