Податливость зацепления

Податливость зацепленияДля положительной ошибки (наличие избыточного металла по сравнению с идеальным профилем, что в динамической аналогии соответствует вдвиганию клина) величина динамической нагрузки выражается расчетом. Для вычисления динамических нагрузок необходимо знать удельную жесткость зубьев с или обратную ей величину — податливость е. Податливость зацепления является суммой податливостей зубьев обоих зубчатых колес. Суммарная жесткость зацепления шестерни и колеса получается при вычислении, в зависимости от конструктивных особенностей колеса и шестерни.

У косозубых колес с шириной зуба, кратной осевому шагу, суммарная деформация зубьев и, следовательно, податливость зацепления не изменяется во всех фазах зацепления. В прямозубых зубчатых колесах, даже при отсутствии ошибок основного шага и профиля, возникают динамические нагрузки из-за периодических изменений жесткости зацепления.

Каждая пружина характеризует упругость пары контактирующих зубьев. Пружины расположены друг от друга на расстоянии, равном основному шагу.

По верхней плоскости неподвижной массы перемещается ползушка с двумя наклонными параболическими поверхностями и плоской вершиной. В показанном положении сила, соответствующая нормальному удельному усилию, передается пружинами.

Величина представляет собой деформацию пружин под действием силы. Вращение зубчатых колес имитируется скольжением ползушки слева направо.

Когда точка достигнет пружина начинает разгружаться; когда поверхность достигнет, начинает нагружаться пружина. При разгружении пружины масса действием силы начинает двигаться вниз.

Пружина полностью разгрузится, когда точка перестанет контактировать с поверхностью.

Масса будет продолжать двигаться вниз до тех пор, пока силы пружин не воспрепятствуют ее дальнейшему перемещению в этом направлении.