Фосфатированные зубчатые колеса

Фосфатированные зубчатые колеса

 

 

 

 

 

 

Таким образом, если энергия при ударной нагрузке зубчатых колес достаточна для того, чтобы появилась трещина в выкружке зуба, то у хрупких материалов это вызовет немедленную поломку зуба, а у мягких зуб сломается через некоторое время от усталости из-за высокой концентрации напряжений у трещин. Лабораторные опыты и практика эксплуатации зубчатых передач показывают, что заеданию в большей степени подвержены зубчатые колеса из сталей с одинаковым химическим составом, одинаковыми механическими свойствами, а также из сталей с высоким содержанием хрома и никеля.

Попытки избежать заедания путем применения поверхностной обработки имели ограниченный успех. Наилучшей обработкой по опытам Мэншена оказалось фосфатирование.

Фосфатированные зубчатые колеса из цементованной стала выдержали при лабораторных испытаниях в 2,22 раза большую нагрузку до заедания, чем нефосфатированные. Покрытие оловом не дало никакого эффекта.

Найдено несколько видов поверхностной термической обработки, предотвращающих заедание лишь в период приработки зубчатых колес.

Шероховатости на поверхности зуба способствуют образованию усталостного выкрашивания.

Опыт говорит о том, что применение твердых материалов для обоих зубчатых колес без улучшения качества обработки поверхностей зубьев создает опасность появления питтинга.

Комбинация твердого материала с более мягким благоприятствует приработке, что ведет к снижению высоких контактных напряжений на шероховатостях и к увеличению контактной прочности.

По опытам Краузе наибольший эффект дает приработка при таких условиях, когда неровности пластически деформируются и сглаживаются.

Наиболее распространенный дефект материала, влияющий на прочность зубьев — неметаллические включения.