Фактическая дуга зацепления

Фактическая дуга зацепленияИз-за ошибок основного шага и деформации зубьев фактические точки начала и конца зацепления, а также крайние точки зоны работы одной пары зубьев, не совпадают с теоретическими. Это значит, что зубья на входе или выходе из зацепления работают кромками, причем точки кромочного контакта перемещаются в это время не по линии зацепления, а по дугам окружностей головок.

Фактическая дуга зацепления будет больше теоретической за счет участков кромочного контакта. Фактический коэффициент перекрытия будет также больше, чем теоретический.

Из таких графиков были найдены значения для заданных ошибок основного шага удельных окружных усилий, затем были построены зависимости и подобрана эмпирическая формула для определения. Для расчета зубьев на прочность важно знать фактическое положение точек пересопряжения на профилях зубьев.

Из предыдущего следует, что оно непостоянно. Если основной шаг у ведомого зубчатого колеса больше, чем у ведущего, то с увеличением разности между ними (т. е. с ростом положительной ошибки основного шага) возрастает продолжительность кромочного контакта головки, входящего в зацепление (ведомого) зуба с ножкой ведущего.

Входящая пара воспринимает на себя все большую долю полной нагрузки, все в большей степени разгружая предыдущую пару, которая в связи с этим выходит из зацепления раньше, и, следовательно, точка пересопряжения с двухпарного на однопарное зацепление будет смещаться по профилю ведомого зуба из теоретического положения к вершине зуба — по направлению к положению. Когда основной шаг ведомого зубчатого колеса меньше основного шага ведущего, с ростом разности между ними (т. е. ростом отрицательной ошибки основного шага) точка пересопряжения с двухпарного на однопарное зацепление будет смещаться из положения к полюсу по направлению к положению.