Ведущая шестерня

Ведущая шестерняКривые построены для различных первоначальных ошибок основного шага и окружных скоростей. Удельная статическая нагрузка на зуб при опытах была равна 500 кг/см, что близко к нагрузке, соответствующей пределу изгибной усталости зубьев данного зубчатого колеса. Износ профиля зуба особенно интенсивен у вершины и ножки зуба.

С увеличением времени работы зубчатых колес темп изменения ошибки основного шага, обусловленный износом, снижается, а абсолютная величина ошибки лишь незначительно уменьшается.

Если ошибка основного шага имеет малое начальное значение, то в процессе работы она может даже увеличиться. В условиях данных испытаний износ зубьев после 4-10 циклов нагружений практически прекращался.

Темп уменьшения фактического коэффициента перекрытия был тем больше, чем была больше первоначальная ошибка основного шага и нагрузка.

Как было показано выше, положение точек возникновения максимальной суммарной (статической и динамической) нагрузки на профилях зубьев и линии зацепления меняется с изменением и, кроме того, зависит от того, является данное зубчатое колесо ведущим или ведомым.

Для расчета зубьев на изгиб и контактную прочность необходимо установить расчетные точки на линии зацепления, т. е. такие точки, при зацеплении в которых действующая нагрузка вызывает наибольшие напряжения.

Здесь могут быть два случая.

При ведущей шестерне первый импульс динамической нагрузки возникает при переходе от двухпарного к однопарному зацеплению. Максимум суммарной нагрузки (статической и динамической), однако, не совпадает с этой точкой.

При увеличении окружной скорости этот максимум смещается по линии зацепления от точки к полюсу.

Он также смещается в ту или иную — сторону из-за наличия ошибок основного шага, причем направление смещения определяется знаком ошибки.