Реактивный опорный момент

Реактивный опорный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересен опыт доводки турбовинтового двигателя фирмы Бристоль «Proteus-705» (доклад Пламба). Мощность двигателя на взлете 3435 л. с. при скорости вращения винта 1000 об/мин. Редуктор выполнен по сдвоенной планетарной схеме. Передаточное число редуктора 11, 111, быстроходная ступень имеет шевронные колеса с углом зацепления 25° и модулем 3,75 мм. Диаметр основной окружности солнечной шестерни равен 101,6 мм. Тихоходная пара — прямозубая, угол зацепления 22,5°, т = 3,75 мм, венец с внутренним зацеплением имеет 104 зуба.

Реактивный опорный момент, возникающий на венце, воспринимается восемью гидравлическими цилиндрами, которые используются также в системе измерения мощности.

Четыре планетарных шестерни установлены на подшипниках скольжения с заливкой из белого металла. Рабочие поверхности зубьев цементуются на глубину 0,75-1,0 мм и подвергаются дробеструйной обработке.

Зубья солнечной шестерни и венца фланкированы.

Поверхность выкружки впадин зубьев не шлифуется.

В первом варианте этого редуктора с быстроходной прямозубой ступенью был отмечен ряд усталостных поломок зубьев планетарных зубчатых колес, зубья которых цементовались на глубину 0,5 мм и шлифовались по всей высоте профиля.

Усталостные трещины брали начало у ножки зуба и далее распространялись в направлении отверстий в дисках планетарных колес. Вибрационные испытания показали, что эти аварии могли быть вызваны резонансом по трехдиаметральной форме колебаний, возбуждаемой частотой пересопряжения зубьев этой ступени при скорости вращения винта, немного меньшей 1000 об/мин. На первой стадии конструктивных изменений была увеличена толщина дисков и устранены отверстия в них, что привело к более жесткой конструкции.

Проведение только этого мероприятия позволило поднять собственную частоту трехдиаметральной формы колебаний и вывести ее к максимальному числу оборотов винта.