Параметрический резонанс

Параметрический резонанс

 

 

 

 

Одна передача работала с солнечной шестерней, рабочая поверхность зубьев которой была изготовлена с увеличенной шероховатостью. Другой редуктор имел солнечную шестерню с ошибкой окружного шага в 0,025 мм при отрицательном фланкировании ножки и вершины зуба на 0,05 мм; редуктор испытывался с прекращением подачи масла из сопел солнечной шестерни. В одном из редукторов зубья были разведены на 0,05 мм в противоположных направлениях.

Условия работы редуктора с изношенными шестернями воспроизводились искусственно снятием некоторого слоя металла с рабочей поверхности зубьев.

Возникал параметрический резонанс с частотой колебаний, равной половине собственной частоты системы при изменении жесткости зацепления за цикл пересопряжения.

Наличие ошибок окружного шага или профиля не обязательно для возбуждения такого рода резонансных — колебаний. Субгармонические колебания с половинной частотой были обнаружены и записаны при помощи датчиков, установленных на цапфах планетарных шестерен.

На основании имеющихся данных сделано заключение о том, что причиной происшедших аварий служил параметрический резонанс. Это предположение не было достаточно основательно проверено, чтобы предложить радикальное средство борьбы с авариями при минимальных конструктивных переделках.

В редукторе была произведена замена быстроходной ступени на косозубую и тем самым проблема, связанная с параметрическим резонансом, была полностью решена. Прямозубые передачи редуктора двигателя «Proteus» после модификации не были подвержены поломкам и значительным вибрациям, благодаря использованию в нем подшипников скольжения.

Кроме того, установка шевронной пары полностью устранила появление усталостных трещин в заливке подшипников планетарных шестерен.