Зона допуска

Зона допускаСказанное поясняется, где зачерненным прямоугольником показана зона допуска на межцентровое расстояние, обусловленная допусками на координаты, а жирными линиями ограничено поле допуска, при котором гарантируется нормальная работа передачи. Из этой фигуры ясно, что если центр отверстия не находится внутри зачерненного прямоугольника, но в то же время лежит между жирными линиями, то корпус в соответствии с чертежом может быть — забракован, хотя в действительности он будет годным. Чтобы увеличить зону допуска, рекомендуется размеры и допуски на межцентровое расстояние проставлять на чертежах по принципу «номинальных размеров».

Согласно этому принципу на чертеже проставляют без допусков номинальные размеры, определяющие положение «номинального» центра координируемого отверстия, а также межцентровое расстояние (с допуском).

Кроме того, в технических требованиях на чертеже указывают величину допуска на отклонение положения фактического центра отверстия от номинального центра. Поле допуска ограничено окружностью, радиус которой, равный допуску, может быть относительно большим, например 0,25 мм. Таким образом, зона допуска на межцентровое расстояние будет представлять собой участок круговой полоски шириной, равной ширине поля допуска на межцентровое расстояние, заключенной внутри окружности, описанной вокруг номинального центра, радиусом, равным допуску на отклонение положения фактического центра отверстия от номинального центра.

Как видно из сопоставления, в последнем случае зона допуска на межцентровое расстояние значительно больше, чем в первом.

Один из разделов доклада Вотерворта посвящен исследованию деформации зубчатых колес, опор и корпусов крупных судовых турбинных редукторов.