Влияние материала нагружающего тела

Влияние материала нагружающего телаВсе предыдущие опыты выполнялись с цементованными нагружающими телами (дисками, если образцом был ролик, или роликами, если образцом служил диск). В следующей серии опытов была поставлена задача оценить влияние материала нагружающего тела на контактную прочность испытуемых образцов-роликов.

Ролики были изготовлены из обычной нормализованной углеродистой стали Еп9, а диски из трех разных сталей: цементованной никельмолибденовой стали Еп34, хромоникелевой закаленной в масло и отпущенной стали (141,7 кг/мм2) и той же стали Еп9, из которой были изготовлены ролики.

Опыты показали, что контактная прочность роликов, работающих с дисками из разных твердых сталей, была одинакова, а роликов, нагружаемых дисками из нормализованной стали — больше.

Автор объясняет это влиянием наклепа.

В зубчатых передачах шестерня обычно делается тверже, чем колесо, а между тем в предыдущих опытах ролик, имитирующий шестерню, был сделан из более мягкого материала, чем диски, имитирующие колесо.

Поэтому в неоконченной серии опытов ролики были изготовлены с твердостью, соответствующей твердости шестерни, а диски имели твердость колеса. Кривые контактной усталости роликов из легированной стали при работе с твердыми цементованными дисками и с мягкими дисками из углеродистой стали не намного отличаются друг от друга, в то же время кривая контактной усталости ролика из мягкой углеродистой стали при работе его с твердыми цементованными дисками и кривая контактной усталости дисков из этой же углеродистой стали при работе их с более твердыми роликами из легированной стали имеют значительное различие: наклонная часть последней кривой по отношению к кривой сдвинута влево и имеет меньшую «крутизну».

Причина изменения крутизны состоит в том, что появляющиеся на ролике усталостные раковины при контакте с более мягкими дисками портят их рабочие поверхности и тем самым вызывают преждевременное выкрашивание рабочих поверхностей дисков.