Недостатки принятого метода контроля

Недостатки принятого метода контроляОбоснованию новой системы допусков на приборные зубчатые колеса посвящен доклад Хэда. В основу этой системы положено измерение колебания измерительного межцентрового расстояния при плотном зацеплении данного зубчатого колеса с эталонным (двухпрофильная проверка).

В докладе приводится разработанная автором таблица допусков. Одним из недостатков принятого метода контроля является необходимость иметь очень точные эталонные зубчатые колеса: допуски на их изготовление должны быть примерно в 10 раз меньшими, чем для контролируемых колес наивысшего класса точности.

Согласно нормали Военно-морского флота Англии эталонные колеса изготовляют из закаливаемой в масло до твердости HRC инструментальной стали. Делать их рекомендуется комплектно — по 2 одинаковых колеса, причем зубья у обоих колес нарезать одновременно.

Одно из колес отдается в работу, другое сохраняется в измерительной лаборатории для периодической проверки первого. У обоих колес клеймят идентичные (одновременно нарезанные) зубья.

На кривой колебания измерительного межцентрового расстояния, снятой с этих колес, отмечается момент зацепления заклейменных зубьев. При отклонениях в толщине зубьев данного эталонного колеса вычисляется соответствующая поправка на номинальное измерительное межцентровое расстояние, которое будет иметь место при проверке зубчатых колес с помощью данного эталонного колеса, и эта поправка клеймится на торце колеса.

Особое внимание необходимо уделять принципам постановки размеров между центрами отверстий на рабочих чертежах корпусов приборных передач. Распространенный принцип координирования отверстий путем указания двух взаимно-перпендикулярных расстояний от какой-либо базовой точки неоправданно уменьшает зону допуска на межцентровое расстояние по сравнению с той, которая была бы вполне приемлемой с точки зрения конструкции передачи.