Наклепанные поверхности

Наклепанные поверхности

 

 

 

 

 

 

 

 

По опытам Фороберри, выступавшего в дискуссии, сопротивляемость заеданию зависит от направления штрихов обработки: штрихи, параллельные образующей диска,- уменьшают коэффициент трения и увеличивают нагрузку заедания. Наклепанные поверхности менее подвержены заеданию, чем ненаклепанные, поэтому приработка зубчатых колес под нагрузкой, вызывая наклеп поверхностей, увеличивает их сопротивляемость заеданию. После приработки зубчатые колеса могут работать на масле с меньшей вязкостью, чем в период приработки, которая облегчается, если применяются покрытия железом или фосфатом марганца.

Как показали опыты на дисковой машине, коэффициент трения снижается с ростом скорости скольжения и скорости качения, мало изменяется с нагрузкой, уменьшается с ростом вязкости масла. Диски, изготовленные из материалов, применяемых для червячных колес, работали в паре с диском из цементованной, закаленной никель-молибденовой стали Еп34.

Диски из модифицированного чугуна и нормализованной стали Еп8 при работе с цементованным диском подвергались заеданию даже при смазке сильным противозадирным маслом.

Сульфидированная сталь Еп8 является подходящим материалом для червячных колес и удовлетворительно работает при смазке минеральным маслом, хотя дает относительно высокий коэффициент трения. Все шире применяются синтетические масла.

В некоторых случаях они имеют лучшие свойства, чем обычные масла. Масла пригодны, например, для работы при низких температурах, так как имеют низкую температуру застывания и высокий индекс вязкости.

Масла подходят для смазки червячных колес: они имеют низкий коэффициент трения (почти такой же, как у касторового масла), но одновременно обладают высокой стабильностью, которой нет у касторового масла. Практика подтверждает, что синтетические масла в червячных передачах дают, в принципе, лучшие результаты, чем минеральные.