Усталостное выкрашивание

Усталостное выкрашиваниеДеформация поддерживающих зубчатое колесо деталей редуктора и самих зубчатых колес, кроме того, может создать осевую нагрузку, в результате чего на трущихся торцовых поверхностях зубчатых колес возникают радиальные трещины, которые приводят ж поломке зубчатого колеса. В передаче, откуда взято это колесо, температура корпуса поднялась в результате трения торцовых поверхностей выше той, при которой могло работать применяемое здесь противозадирное масло. Температура масла в передаче через 2,5 часа работы была на 85° выше окружающей и продолжала повышаться.

С ужесточением конструкции передачи температура масла не поднималась более чем на 50° по сравнению с окружающей.

По опыту автора при температуре противозадирного масла в корпусе гипоидной передачи более 120° может возникнуть заедание зубьев. Весьма распространенным видом разрушения автомобильных зубчатых колес, как указал в своем докладе Диффенбауф, является усталостное выкрашивание.

При неравномерной твердости цементованного слоя на поверхности зуба усталостные трещины, возникающие на более мягких участках, приводят иногда не к питтингу, а к отслаиванию. При очень мягкой сердцевине или очень тонком твердом поверхностном слое последний отстает от сердцевины, растрескивается, и кусочки металла поверхностного слоя выпадают.

Такое разрушение часто ошибочно принимают за питтинг.

Видно, что трещина идет параллельно зубу, чего не бывает при питтинге.

Отслаивание в большинстве случаев наблюдается у крупных цементованных зубчатых колес, передающих большой момент, а также у азотированных колес. Разрушение может быть очень сильным, так как отслаивание твердого слоя может произойти на большой площади, прежде чем этот слой растрескается.

Автор отмечает три вида поверхностных разрушений, связанных с взаимодействием металлов при разрыве масляной пленки — легкое заедание, сильное заедание и износ при малых скоростях.