Критерий заедания зубчатых колес установки

Критерий заедания зубчатых колес установкиУказанная форма зависимости удобна тем, что безразмерная величина представлена в функции также безразмерных величин и, следовательно, эта зависимость применима в любой системе единиц измерения. В докладе Хьюза и Байта говорится о разработанном ими новом экспериментальном критерии заедания зубчатых колес установки. Установка — шестеренная, предназначена для испытания масел и зубчатых колес на заедание, распространена в Англии.

Работает она на принципе замкнутого потока мощности.

Экспериментальные стандартные шестерни имеют 15 зубьев, колеса — 16. Модуль 5,08 мм, ширина зуба переменна — на делительной окружности она равна 4,76 мм и постепенно увеличивается к основанию зуба.

Нагрузка повышается ступенями по 55 кг/см до наступления заедания зубьев. На каждой нагрузке зубчатые колеса работают по 5 мин. Переменными факторами при опытах были число оборотов (от 2000 до 12000 в минуту), температура масла (от 20 до 130° С), сорт и вязкость масла.

Результаты опытов обрабатывались вначале в виде зависимостей нагрузки заедания от переменных факторов. Для некоторых зависимостей нагрузка заедания была пересчитана на температуру, которая определялась для первой точки однопарного зацепления при коэффициенте трения 0,09 (максимально возможная величина) и коэффициенте температуропроводности 14,35 кг/см (минимально возможная величина).

Температура и нагрузка заедания, подсчитанные по критерию Блока, при высоких скоростях оказались ниже найденных из опыта. Это подтвердилось также контрольными опытами на трех маслах, одно из которых было минеральное и два синтетических.

Таким образом, для минеральных и синтетических неактивных масел критерий был подтвержден опытами на установке лишь до 4000 об/мин, а при 6000 об/мин более точным оказался критерий, хотя и он при 9000 об/мин дал заниженную нагрузку заедания.